«География Святой Земли».

Материалы областной олимпиады по основам православной культуры Запорожской Епархии.

Библейский атлас по ссылке:

https://drive.google.com/file/d/1tWHoJgaDbxOtihX09a9GWs_kC1dvUGy6/view

атлас

Согласно Библии, Бог явил Себя человеку не где-то вне времени и пространства, а в определенное время и в определенном месте. Конечно, людям, живущим в иных условиях, в другую эпоху, многое из-за этого непонятно в Библии. Но в такой конкретности есть большие преимущества: реальные события разворачиваются в реальной обстановке. Библия — не сборник мифов, действие которых происходит в какой-то легендарной стране. Земля и жившие на ней люди, описанные в Библии, действительно существовали, и, следовательно, столь же реальным было и пришествие Бога на эту землю.

Палестина находилась между двумя великими культурными центрами Древнего мира — Египтом и Месопотамией. На ее территории пересекались важнейшие торговые пути. Сами условия жизни в этой стране помогали ее жителям усваивать уроки Бога — Создателя и Промыслителя. Существование людей зависело здесь от того, пошлет ли Бог благодатный дождь, спасет ли Он поля от саранчи, а страну от голода. 

«Благодатный Полумесяц» 

Большинство событий Библии происходит в небольшой области восточного Средиземноморья, на узкой прибрежной полоске земли, примыкающей к обширной Аравийской пустыне. Два мира — море и пустыня — разделены «Благодатным Полумесяцем». Так называются плодородные земли, протянувшиеся поясом с юга от Нильской долины, через влажную область на восточном побережье Средиземного моря, к плодородным землям Месопотамии с ее великими реками — Тигром и Евфратом.

«Благодатный Полумесяц» — самая привлекательная область Ближнего Востока. К этим землям всегда стремились жители пустыни с юга и горные народы с севера. Вот почему в ходе истории они столько раз подвергались разрушительным нашествиям захватчиков, столько раз переходили из рук в руки.

Еврейский народ никогда не стремился освоить море, оставляя его финикийцам. А вот дыхание пустыни, которая на юге Израиля почти смыкается с морским берегом, ощущается в Библии постоянно.

«Нагорная страна»

«Земля обетованная» очень мала. Ее протяженность с севера на юг — как говорится в Библии, «от Дана до Вирсавии» — едва достигает 230 километров. Северный берег Мертвого моря находится всего лишь в 80 километрах от средиземноморского побережья (при этом он на 400 метров ниже уровня мирового океана). Рельеф Палестины напоминает покатую крышу дома. Холмы плавно поднимаются от Средиземного моря до высоты примерно 1000 метров, а затем круто обрываются в глубокое ущелье Иорданской долины, гигантским рвом протянувшейся на юг. К востоку от Иордана и к северу от Галилеи горы еще выше — почти 2000 м на восточной окраине Палестины, в Эдоме, и 3000 м на севере (Ливан и гора Ермон).

Соседним народам израильтяне представлялись горными племенами. «Бог Израиля есть бог гор», — говорили приближенные сирийского царя Венадада. Историческим центром древнеизраильских царств стали горы, поднимающиеся от берега Средиземного моря до Иорданского ущелья. В горах израильтяне могли отражать нападения занимавших побережье филистимлян. Сами евреи никогда по-настоящему не завоевывали прибрежных земель. Время от времени (особенно при царе Давиде) им удавалось расширить свои владения на север, в Сирию, или на восток, за Иордан, и захватить Моав и Эдом. Однако именно горы Иудеи оставались их первой и последней опорой.

Отдельные области Палестины

Во времена Иисуса Христа евреи разделяли землю по степени ее «святости», очень точно при этом определяя, какие области входят в состав Святой Земли, а какие нет.

Самая священная земля — Иерусалим, на противоположном конце этой своеобразной шкалы — «нечистые» земли за пределами Израиля.

Иудея и Галилея, расположенные к западу от Иордана, — сердце страны. Их разделяла Самария, к священным землям не принадлежавшая. На восточном берегу с Иудеей и Галилеей граничила Иерея. Лучшей дорогой с севера на юг считалась дорога по «своей земле», через Иерею, минуя Самарию. Переправляться через Иордан при этом приходилось дважды.

Центральные области опоясывались землями, некогда принадлежавшими Израилю. Они, впрочем, считались менее оскверненными, чем языческие страны.

Современная география выделяет на территории Палестины семь главных природных зон.

Центральное плоскогорье

Центром древнееврейских царств стала «нагорная страна», склоны водораздела, опускающиеся с одной стороны к побережью, а с другой — к Иорданской долине. Высота здесь достигает 1000 метров над уровнем моря (в самых высоких точках, в окрестностях Хеврона). Западный склон плоскогорья — пологий, восточный — обрывистый. Леса уже давно исчезли, оставив голые известняковые плиты и скудную, неплодородную землю. На отдельных небольших участках ведется террасное земледелие, но в основном эта территория используется как пастбище.

Укрепленные города «нагорной страны» были хорошо приспособлены для обороны. Здесь находились столицы как Южного, так и Северного царств (Иудеи и Израиля). Столица Иудеи — Иерусалим. Цари Израиля сменили несколько опорных пунктов, прежде чем построили столицу в Самарии.

На севере Центральное плоскогорье плавно спускается к Ездрелонской долине, лишь северо-западней хребет доходит почти до самого побережья, обрываясь горой Кармил. Хребет высотой до 600 м разрезает прибрежную равнину надвое, нарушая характерную для всех областей Палестины «вытянутость» с юга на север. У северного склона Кармила расположен современный город-порт Хайфа. Даже в наши дни в «нагорной стране» дорог немного. Автострада связывает Хеврон, Иерусалим и Наблус (древний Сихем), но главные трассы как древнего, так и современного мира проходят севернее или по побережью. «Нагорная страна», земля Иерусалима, всегда была немного в стороне от основных путей.

Ездрелонская долина

От Ливана на севере до Синая на юге горы идут сплошной цепью. Но в ней есть один значительный разрыв — здесь горный хребет неожиданно понижается до высоты 100 м и ниже. Этот разрыв, отделяющий Центральное плоскогорье от Галилеи и северных гор, простирается от Хайфского залива (на западе) до долины реки Харод — притока Иордана (на востоке). Здесь расположена долина Изре- ельская (Ездрелонская).

Долина напоминает по форме треугольник со стороной примерно в 24 км. Раньше дно долины было болотистым. Именно здесь Сисара потерял свои колесницы и бежал пеший (Суд. 4:15). Но сейчас Ездрелонская долина осушена и является самой плодородной областью государства Израиль.

Мелиоративные работы были начаты еврейскими поселенцами в 1911 году. До этого Ездрелонская долина была бесплодна. Но она всегда имела громадное стратегическое значение. Главный путь с севера на юг в древнем мире (римляне называли его Виа Марис, «морской путь») пересекался здесь с дорогой из Египта в Дамаск и Месопотамию. Этот маршрут был обычным и для торговцев, и для завоевателей. Можно составить длинный список битв, свидетелем которых стала эта долина, вплоть до войны Израиля за независимость уже в наше время (1948 г.). У западного края равнины расположен город Мегиддо. «Холм Мегиддо», или «Армагеддон», стал в 16-й главе Откровения Иоанна символом великой битвы, последней битвы Бога с сатаной.

Галилея

Севернее Ездрелонской долины рельеф снова повышается. Холмы тянутся на север, к высоким горам Ливана. Они поднимаются рядами уступов, крутые края которых обращены чаще всего на юг или на юго-восток. На нижних «ступенях» этой «лестницы» расположены оазисы плодородной земли, отделенные друг от друга голыми известняковыми возвышенностями. Во времена Иисуса эти оазисы были процветавшей, плотно населенной областью, славившейся своим зерном, фруктами и маслинами. Верхние «ступени» ведут к холодному, открытому всем ветрам плоскогорью. Оно пустынно, неплодородно и даже лишено лесов. Впрочем, леса растут на более высоких горных склонах, расположенных дальше к северу.

Вся эта область называется Галилеей; иногда ее разделяют на Нижнюю и Верхнюю. Южные и восточные границы очерчены ясно, а на севере Галилея незаметно сливается с горами Ливана. Этот северный пограничный район всегда был наиболее подвержен иноземным влияниям. Израильтянам редко удавалось сохранять здесь свою власть. Проходившие через Галилею торговые пути приводили сюда множество чужеземцев.

Именно здесь Иисус Христос провел Свои детские годы. Тогда это было шумное, полное суеты место с очень пестрым населением. Плодородные земли и рыболовство обеспечивали процветание этой земли. Торговля тесно связывала Галилею с внешним миром, откуда проникали новые идеи, чуждые традиционному иудаизму. Галилеяне лучше разбирались в реалиях Римской империи, чем надменные иерусалимляне, видевшие в своих северных «двоюродных братьях» лишь неотесанную деревенщину и неполноценных в расовом отношении «полукровок».

Прибрежная равнина

Завоевав Обетованную Землю, израильтяне прежде всего захватили Центральное плоскогорье, а потом не раз пытались расширить свои владения до средиземноморского побережья. Но эта область была занята сильным народом филистимлян. И хотя при царе Давиде Израиль в течение некоторого времени контролировал побережье, чаще бывало наоборот: филистимляне теснили евреев из своих пяти прибрежных городов.

Приморье не было тогда особенно привлекательным. Вдоль берега тянулись песчаные дюны, за которыми лежали леса, лагуны и болота. Южнее горы Кармил нет ни одной достаточно крупной гавани. Филистимляне не занимались мореплаванием, и первым большим портом здесь стала искусственная гавань в Кесарии, сооруженная царем Иродом Великим незадолго до рождения Иисуса Христа.

К югу от горы Кармил равнина называлась Филистимской или равниной Шарона (Сарона), к северу – Асировой равниной. Там она сужалась, но зато можно было найти естественные гавани. Именно оттуда отправлялись в плавание финикийские купцы.

«Шефела» (предгорье)

Между прибрежными землями и «нагорной страной» находится область низких предгорий. В древности здесь росли густые леса сикоморы («дикой смоковницы»). Когда между израильтянами и филистимлянами вспыхивали войны, предгорья становились ничьей землёй, где постоянно происходили стычки. Для того чтобы одна из сторон могла напасть на земли соседей, её войска должны были пройти через Шефелу, поэтому дороги тщательно укреплялись и охранялись. В наши дни многие земли этого района стали возделываемыми.

Иорданская долина

Река Иордан берет начало у горы Ермон и течет на юг через озеро Хуле (в настоящее время почти высохшее) в Галилейское море. От Галилейского моря Иордан продолжает свой путь дальше на юг и устремляется в глубокую долину с крутыми, обрывистыми склонами. Река еще более углубила дно и образовала как бы «долину в долине» — узкую, извилистую, с высокими, густо заросшими берегами. Можно представить, как трудна была переправа через Иордан, пока не построили современные мосты.

Иорданская долина – тектоническая впадина. Ее склоны следуют за разломами в земной коре, которые идут к Мертвому морю и дальше через впадину Аравы до Акабского залива. Именно благодаря этому долина столь глубока. Берег Мертвого моря на 388 метров ниже уровня моря. Ширина долины — 15-20 км, но по ней не проходит ни одна дорога. Одна из причин этого — сильно пересеченный, из-за Иордана и его притоков, характер местности. Другая причина в том, что летом в долине стоит удушливая жара, и путешественники предпочитают здесь не задерживаться, устремляясь в более прохладные горы.

Восточный берег Иордана (Трансиордания)

Здесь, как и на западном берегу Иордана, тоже горы, только повыше. Их влажные склоны — замечательные пастбища для овец крупного рогатого скота, разводившегося моавитянами. Было время, когда моавитский царь отдавал в качестве дани 100 тысяч баранов и шерсть от 100 тысяч овец ежегодно (4 Цар. 3:4). Горы поднимаются от высоты 600 —700 м (восточнее Галилеи) до почти 2000 м (к югу и востоку от Мертвого моря). Чем выше горы, тем больше выпадает осадков, превращающих всю Трансиорданию в плодородный край.

Земледельцы Васана и Галаада, пастухи Моава, богатые купцы Эдома были сильными соперниками израильтян. Но глубокое иорданское ущелье спасало Израиль от вторжений с востока, почти полностью отделив друг от друга эти две близкие и очень похожие области.

Такова была страна, которую Бог избрал для Своего народа и куда послал Своего Сына, — она не выделялась среди других богатством или важным стратегическим положением. Просто клочок земли — бесплодный, выветренный, каменистый. Но ни за одну другую страну не велось, наверное, столько войн, как за эту.

Александрия.

Крупный египетский портовый город в дельте Нила, основанный Александром Македонским. При входе в александрийскую гавань высился знаменитый Фаросский маяк. При Птолемеях Александрия была столицей Египта, а при римлянах продолжала оставаться крупнейшим культурным и торговым центром, вторым по величине городом империи.

В римскую эпоху из Александрии в Рим отправлялись корабли с зерном, снабжавшие столицу империи дешевым хлебом. В городе находилась знаменитая библиотека, содержавшая тысячи папирусных свитков. В Александрии была могущественная еврейская община; именно здесь был создан первый перевод Ветхого Завета на греческий язык (так называемая «Септуагинта»). Александрийцем по происхождению был Аполлос, ставший миссионером и одним из учителей древней Церкви (Деян. 6:9; 18:24; 27:6; 28:11)

Антиохия.  Писидийская Город в центре Малой Азии (современная Турция). Павел и Варнава посетили его во время своего первого миссионерского путешествия. Сначала апостолы проповедовали в антиохийской синагоге, но, когда на призыв Павла откликнулись неевреи, иудеи вызвали в городе беспорядки и изгнали апостолов из города. Два или три года спустя Павел вновь посетил Антиохию, чтобы укрепить христиан в их вере (Деян. 13:14-52).

Антиохия Сирийская Современный город Антакья, расположенный в 483 км к северу от Иерусалима, на границе Турции и Сирии. Это самый знаменитый из шестнадцати городов, носивших имя Антиохия. Все эти города были основаны одним из полководцев Александра Македонского и названы им в честь своего отца. Антиохия, стоявшая на реке Оронт, имела собственный морской порт. При римлянах она была административным центром провинции Сирия и третьим по величине городом империи. Антиохия славилась и как выдающийся культурный центр. В городе была крупная иудейская община. После смерти первомученика Стефана гонимые христиане бежали из Иерусалима в Антиохию.

С этого момента начинается история одной из самых крупных и деятельных раннехристианских церквей. Многие местные жители были обращены в христианство. Именно в Антиохии верующих в Иисуса Христа впервые начали называть христианами.

Варнава, которого Иерусалимская церковь направила в Антиохию, разыскал здесь Павла и попросил его помочь в наставлении новообращеных. Больше года они вдвоем учили в Антиохии. Некоторое время спустя Антиохийская церковь направила Павла и Варнаву проповедовать Евангелие на Кипр и в другие земли. В Антиохию Павел неизменно возвращался после своих миссионерских путешествий.

В 526 г. по Р.Х. древний город был уничтожен землетрясением (Деян.11:19-30; 13:1; 15:35).

Асия. Западная часть Малой Азии (современная Турция), где были расположены крупные эллинистические города-государства. Позднее римская провинция Асия, главным городом которой был Эфес, распространилась на все западное побережье. Здесь проходила большая часть миссионерской деятельности апостола Павла (Деян. 2:9; 19:10; Откр. 1:4,11).

Афины. Столица современной Греции и один из знаменитейших городов древнего мира. Афины приобрели важное значение еще в VI в. до Р.Х. В V в. до Р.Х., когда в городе были построены замечательнейшие сооружения, в том числе прославленный Парфенон, Афины находились в зените своего величия. Служа образцом демократии для всего древнего мира, Афины были также крупнейшим центром культуры, привлекавшим со всей Греции драматургов, историков, философов и ученых. В 86 г. до Р.Х. город был осажден и разграблен римлянами.

К тому времени (приблизительно 50 г. по Р.Х.), когда апостол Павел в ходе своего второго миссионерского путешествия прибыл в Афины и проповедовал здесь об Иисусе Христе и Его воскресении из мертвых, город уже утратил свое государственное значение и свое богатство, но по-прежнему оставался крупным торговым центром. Афиняне, любившие философские диспуты на разные темы, попросили его выступить перед городским советом. Свою проповедь Павел начал с увиденного им в Афинах жертвенника, посвященного «Неведомому Богу». Он говорил о Боге, Который сотворил мир и Который близок душе каждого человека (Деян. 17:15-34).

Вавилон. Город на реке Евфрат, в 80 км к югу от современного Багдада. Вавилон был основан Нимродом, «сильным звероловом». После потопа люди, говорившие тогда на одном языке, собрались построить на равнине Сеннаар (Шумер), в междуречье Тигра и Евфрата, город и башню, которая достигала бы до небес. Бог увидел их гордость и прервал работу, смешав языки строителей, так что они не могли понимать друг друга. Вавилон был столицей Вавилонского царства. Около 1750 г. до Р.Х. Хаммурапи, один из первых вавилонских царей, высек на каменной стеле большой кодекс законов, который небезынтересно сравнить с более поздними законами Моисея.

После победы над Ассирией в 612 г. до Р.Х. Вавилонская империя простиралась от Персидского залива до Средиземного моря. В 597 и 586 г. до Р.Х. вавилонский царь Навуходоносор дважды овладевал мятежным Иерусалимом. При этом он каждый раз уводил из Иерусалима в плен множество народа; среди этих пленников были пророки Иезекииль и Даниил.

Вавилон занимал большую площадь на обоих берегах Евфрата. Весь город и, отдельно, внутренняя его часть были защищены двойными каменными стенами толщиной от 3-х до 7-ми метров. Восемь больших ворот вели во внутренний город, где стояли пятьдесят храмов. Вавилонские «висячие сады» были одним из «семи чудес света». Эти сады представляли собой расположенные на разных уровнях террасы, засаженные пальмами и другими растениями. Возвышаясь среди плоской месопотамской равнины, тенистые и красочные висячие сады казались людям сказочным миражом.

В 539 г. до Р.Х. Вавилон был взят персидским царем Киром. Греческий историк Геродот сообщает, что персы отвели в сторону воды Евфрата и вошли в город по пересохшему руслу. С этого времени Вавилон находился в упадке. Сегодня от великого города не осталось почти ничего, кроме нескольких широко разбросанных курганов (Быт. 10:10; 11:1-9; 4 Цар. 24:1; 25:7-13; Ис. 14:4-23; Дан. 1-6).

Вефиль. Место в 19 км к северу от Иерусалима, где Иакову приснилась лестница, спускающаяся с небес на землю. Бог обещал Иакову охранять его и дать эту землю его потомкам. Иаков назвал место «Бетэль» («дом Божий»). Несколько веков спустя вторгшиеся в Ханаан израильтяне захватили Вефиль и поселились в нем.

Когда единое еврейское государство разделилось на Израиль и Иудею, израильский царь Иеровоам воздвиг в Вефиле золотого тельца, чтобы народ поклонялся ему и не ходил в Иерусалим. Пророки резко осуждали это беззаконие. Когда израильский народ был уведен в плен, в Вефиле поселились ассирийцы. После возвращения еврейских пленников из Вавилона некоторые из них жили в Вефиле (Быт. 28:10-22; Суд. 1:22-26; 20:18; 3 Цар. 12:26- 30; 4 Цар.2; 17:28; Неем. 11:31).

Вирсавия. Самый южный из израильских городов, расположенный на краю пустыни Негев, на торговом пути в Египет. Город получил свое название от колодца (бэер), выкопанного здесь Авраамом. Отсюда Авраам отправился в путь, чтобы принести в жертву Исаака. Сам Исаак жил здесь, когда Иаков отправился в Харран. Вирсавия связана также с деятельностью пророков Илии и Амоса. Выражение «от Дана до Вирсавии» стало общеупотребительным для обозначения всей земли Израильской, с севера на юг (Быт. 21:14,29-33; 26:23-33; 3 Цар. 19:3; Ам. 5:5).

Вифания. Деревня, находившаяся примерно в трех километрах от Иерусалима, на противоположной стороне горы Елеонской, на дороге в Иерихон. Здесь жили Марфа, Мария и Лазарь, у которых, посещая Иерусалим, останавливался Иисус. Иисус воскресил Лазаря, похороненного в гробнице близ Вифании. Неподалеку находится и то место, где Иисус вознесся на небеса (Мф. 26:6-13; Лк. 10:38-42; 24:50; Ин. 11; 12:1-9).

Вифезда. Большой пруд в Иерусалиме. Во времена Иисуса Христа он был обрамлен пятью портиками. Он подпитывался источником, который время от времени начинал бить ключом. Вокруг пруда собиралось много больных, надеявшихся получить исцеление, если они первыми войдут в воду после того, как источник даст такую струю. Именно здесь Иисус исцелил человека, проболевшего до этого тридцать восемь лет (Ин. 5:2-9).

Вифлеем (Бет-лехем) Другое название — Ефрафа (Ефрата). Город, расположенный на иудейском нагорье в 8 км к юго-западу от Иерусалима. Близ Вифлеема была похоронена жена Иакова Рахиль. Здесь жили Руфь и Ноеминь. В Вифлееме родился Давид, и именно здесь пророк Самуил нарек его царем, преемником Саула. Пророк Михей, несмотря на то, что в его время Вифлеем был совсем маленьким городком, предсказал, что в нем родится Мессия.

Вифсаида. Рыбацкий городок на северном берегу Галилейского озера, недалеко от Иордана; родина Филиппа, Андрея и Петра — учеников Иисуса Христа. В Вифсаиде Иисус вернул зрение слепому и предупредил народ о грядущем суде Божием. Но, несмотря на то, что жители Вифсаиды видели творимые Иисусом чудеса, они не покаялись (Ин. 1:44; Мк. 8:22; Мф. 11:21).

Виффагия. Деревня близ Вифании, расположенная на горе Елеонской (или рядом с ней), восточный пригород Иерусалима. Когда Иисус Христос, направляясь в Иерусалим на праздник Пасхи, проходил здесь в последний раз, Он послал в Виффагию двух учеников с поручением привести Ему молодого осла, на котором и въехал в город (Мф. 21:1; Мк. 11:1; Лк. 19:29).

Гаваон. Город в 10 км к северо-западу от Иерусалима. После падения Иерихона и Гая жителям Гаваона хитростью удалось заключить с Иисусом Навином мирный договор, который впоследствии был нарушен Саулом. В сражении у Гаваонского пруда между отрядом Давида и сторонниками сына Саула, Иевосфея, решился вопрос, кому быть царем. В Гаваоне хранилась скиния собрания, и царь Соломон ходил туда поклоняться Богу.

Галилея. Область на севере Израиля. Родина Иисуса Христа и многих Его учеников. В начале Своего служения Иисус проводил в Галилее большую часть Своего времени.

В Ветхом Завете Галилея упоминается довольно редко. Она была с трех сторон стеснена языческими народами и подвергалась их сильному влиянию. Большая часть Галилеи гористая, но вблизи озера поверхность земли круто опускается до высоты 210 м ниже уровня моря.

Во времена Иисуса Христа Галилею пересекали несколько важнейших дорог Римской империи. Основными занятиями галилеян были сельское хозяйство, рыболовство и торговля. В Евангелиях упоминаются многие из галилейских городов и деревень, в том числе Назарет, где проходило детство Иисуса, Капернаум, Кана и Вифсаида. Многое в евангельских повествованиях связано и с Галилейским озером, на котором ветры, прорывавшиеся порой через окружавшие горы, поднимали внезапные яростные штормы (3 Цар. 9:11; 4 Цар. 15:29; Ис. 9:1; Лк.4:14; 5:1 и далее; 8:22-26; Ин.21; Деян.9:31).

Гаризим. С горы Гаризим, возвышающейся в Самарии напротив горы Гевал, зачитывались по Божьему повелению Его благословения израильскому народу. Позднее Гаризим стал священной горой самарян, на которой они построили свой храм. Эту гору женщина-самарянка упомянула в разговоре с Иисусом как место, где ее предки поклонялись Богу (Втор. 11:29; 27:11-12; Нав. 8:33; Ин. 4:20).

Гефсимания. («масличная давильня») Сад под Иерусалимом, отделенный от города потоком Кедроном. Гефсимания находилась рядом с Елеонской горой. Иисус часто бывал здесь со Своими учениками. Поэтому Иуда знал, куда вести солдат, получивших приказ арестовать Его (Мф. 26:36-56; Мк. 14:32-51; Ин. 18:1-12).

Дамаск. Столица Сирии. Дамаск был знаменит уже во времена Авраама. Этот город часто упоминается в Ветхом Завете. Царю Давиду удалось на время овладеть им, но вскоре Дамаск вернул свою независимость. Дамаск был родным городом Неемана, который приходил за исцелением к пророку Елисею. Позднее пророк навещал этот город, чтобы дать советы сирийскому царю относительно его болезни.

Пророк Исайя предсказал, что город будет разрушен. В 732 г. до Р.Х. после ряда войн ассирийцы захватили город, овладели его сокровищами и увели многих жителей в плен. Дамаск надолго лишился своего могущества. С 64 г. до Р.Х. городом владели римляне.

Савл (Павел) направлялся в Дамаск, чтобы преследовать тамошних христиан, когда встретился на пути с Самим Иисусом. Эта встреча перевернула всю жизнь Павла. Позднее, когда иудеи намеревались его убить, ему пришлось тайно бежать из Дамаска (Быт. 14:15; 15:2; 2 Цар. 8:5; 3 Цар. 20:34; 4 Цар. 5; 8:7-15; Ис. 17:1-3; Деян. 9:1-25).

Дан Земля, принадлежавшая племени Дана, и город — иначе Лаис (Лаиш) или Ласем (Лешем) — на крайнем севере Израиля. Дан был самым северным из израильских городов, и выражение «от Дана до Вирсавии» означало «от одного конца страны до другого». После того, как прежде единое еврейское государство разделилось, царь Иеровоам I попытался упрочить верность северных племен, поставив им для поклонения двух золотых тельцов, один из которых находился в Дане (Нав. 19:40-48; 3 Цар. 12:25-30).

Елеонская гора (Масличная гора) Холм (высотой 830 м), возвышающийся с востока над Иерусалимом и отделенный от города потоком Кедрон. Во времена Иисуса Христа Елеонская гора была покрыта оливковыми деревьями.

Здесь проходил царь Давид, когда бежал из Иерусалима от мятежа Авессалома. Соломон установил на Масличной горе жертвенник идолам. Позже, во времена вавилонского плена, пророк Иезекииль видел ослепительный свет Славы Господней, покинувшей Иерусалим и остановившейся на Масличной горе. Пророк Захария предрекал, что в день Страшного суда Бог встанет на горе Елеонской, которая расколется на две части.

Иисус Христос торжественно въезжал в Иерусалим со стороны Елеонской горы. Увидев сверху весь город, Он плакал о его судьбе. На южных склонах находился Гефсиманский сад, где Христос молился в ночь, когда был схвачен. С Елеонской горы Иисус вознесся на небеса (2 Цар. 15:30; 4 Цар.23:13; Иез. 11:23; Зах.14:4; Лк. 19:29,37,41-44; 21:37; 22:39; Деян. 1:12 и др.1:12 и др.).

Еммаус (Эммаус) Деревня, находившаяся в 13 км от Иерусалима. В день Своего Воскресения Иисус явился двум Своим последователям, шедшим в Эммаус (Лк.24:13).

Енном (Хинном). Долина на южной окраине Иерусалима. Здесь проходила граница между территориями племен Иуды и Вениамина. Цари Ахаз и Манассия построили здесь капище, посвященное богу Молоху, где приносили в жертву детей. Оно было уничтожено царем Иосией. Творившиеся на этом месте мерзости осуждал пророк Иеремия. Позднее в долине Енномовой постоянно поддерживали огонь, на котором сжигали привозившийся из города мусор, поэтому она стала для евреев символом вечных мучений. И само слово «Геенна» (т.е. «долина Енномова») стало означать «ад» (Нав. 15:8; 18:16; 4 Цар. 23:10; Пар. 28:3; 33:6; Иер. 7:31; 19:2; 32:35).

Ефес (Эфес). Самый значительный город римской провинции Асии (западная Турция). Эфес был своего рода мостом между Востоком и Западом. Он находился в конце одного из крупных торговых путей, пересекавших Азию, близ устья реки Ка- истр. Ко времени пребывания в Эфесе апостола Павла местную гавань начало заносить илом. Однако сам город со своими мощенными мрамором улицами, термами, библиотеками, рыночной площадью и театром, вмещавшим более 25 000 зрителей, был великолепен. Эфесский храм Артемиды, в четыре раза превосходивший по своим размерам Афинский Парфенон, считался одним из семи чудес света.

Первое поселение на территории Эфеса существовало с XII века до Р.Х. Ко временам Нового Завета население города равнялось приблизительно 300 000 человек. В городе была большая еврейская колония.

Довольно скоро Эфес стал важным центром раннего христианства. Во время своего второго миссионерского путешествия апостол Павел ненадолго посетил город, а его друзья Акила и Прискилла остались здесь на несколько лет. Совершая свое третье миссионерское путешествие, Павел задержался в Эфесе на два года, что способствовало широкому распространению христианства по всей провинции. Под угрозой оказались доходы ремесленников, изготавливавших серебряные модели эфесского храма, следствием чего явился городской бунт.

В Эфесе Павел написал оба своих Послания к Коринфянам. Некоторые библе- исты полагают, что послания, отправленные Павлом из тюрьмы (Филиппийцам и др.), тоже были написаны в Эфесе. Когда Павел покинул город, местную церковь возглавил Тимофей. Позднее апостол направил эфесским христианам послание. Им же адресовано и одно из посланий к семи церквам в книге Откровения (Деян. 18:19; 19; 20:17; 1 Кор. 15:32; 16:8-9; Еф. 1:1; 1 Тим. 1:3; Откр. 2:1-7).

Иерихон (Иерихо). Город, расположенный к западу от Иордана, в 8 км от северного берега Мертвого моря и на 250 м ниже уровня океана. Свежая вода иерихонского источника делает этот «город пальм» оазисом посреди окружающей пустыни. В хананейские времена Иерихон охранял броды на Иордане. Именно через эти броды перешли на западный берег посланные Иисусом Навином лазутчики. Город был хорошо укреплен и стал первым серьезным препятствием для вторгшихся в Ханаан израильтян. Взятие Иерихона — первая победа Иисуса Навина, одержанная в Земле Обетованной. 

В Новом Завете Иисус возвращает в Иерихоне зрение Вартимею, а Закхей становится Его учеником. Добрый самарянин оказывает помощь человеку, ограбленному разбойниками на дороге из Иерусалима в Иерихон.

Иерихон имеет давнюю историю. Первое городище возникло здесь еще в VII тысячелетии до Р.Х. Во времена Авраама, Исаака и Иакова жизнь здешних горожан была вполне цивилизованной. В гробницах, относящихся приблизительно к 1600 г. до Р.Х., найдены прекрасные керамические и плетёные изделия, деревянная мебель и коробочки с замечательной инкрустацией. Впоследствии Иерихон был разрушен, но на его месте осталось маленькое поселение (Нав. 2; 6; 4 Цар. 2:4-22; Неем. 3;2; Мк. 10:46; Лк. 19:1-10; 10:30).

Иерусалим (Иерушалаим). Столица первых израильских царей, а позднее — южного Иудейского царства. Город расположен высоко (770 м над уровнем моря) на Иудейском нагорье. Поблизости нет ни реки, ни моря. С трех сторон (кроме северной) горы круто обрываются вниз. К востоку от Иерусалима находится гора Елеонская, отделенная от него потоком Кедроном. С юга и запада город полукругом огибает долина Енном. Третья, центральная долина пролегает посреди города, отрезая район Храма и «город Давидов» от верхней, западной части Иерусалима.

Город несомненно существовал уже к 1800 г. до Р.Х. и, возможно, был тем Салимом, в котором в дни Авраама царствовал Мелхиседек. Царь Давид захватил эту хорошо укрепленную крепость, носившую название Иевус, у хананейского племени иевуссеев и сделал ее своей столицей. Он купил участок, на котором затем был построен храм, и перенес в Иерусалим ковчег завета Господня. Сын Давида, Соломон, воздвиг Иерусалимский храм, и с этого времени Иерусалим стал Святым городом для иудеев, а впоследствии также для христиан и мусульман. Кроме храма Соломон построил в городе прекрасные дворцы и здания. Иерусалим был политическим и религиозным центром; люди приходили сюда отмечать главные религиозные праздники.

После смерти Соломона, когда еврейское государство разделилось на два независимых царства, начался некоторый упадок Иерусалима. В правление царя Езекии (во времена пророка Исайи) город был осажден ассирийцами. Готовясь к войне, Езекия приказал прорубить Силоамский туннель, по которому город снабжался питьевой водой. Несколько раз иудейские цари, стремясь умиротворить сильные соседние государства, посылали их правителям сокровища Иерусалима и храма. Не смотря на превосходное в военном отношении расположение города и на его мощные укрепления, войско вавилонского царя Навуходоносора дважды (в 597 и 586 г. до Р.Х.) после продолжительных осад овладевало Иерусалимом, причем во втором случае город и храм были полностью разрушены. Жителей Иерусалима вавилоняне увели в плен. Воины Навуходоносора срыли городские стены. Победителям достались все сокровища храма. «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный!» — писал автор книги Плач. «Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его». На протяжении пятидесяти лет Иерусалим лежал в руинах. 

В 538 г. до Р.Х. изгнанникам было разрешено вернуться на родину. Под руководством Зоровавеля они восстановили Иерусалимский храм, а под управлением Неемии — городские стены.

В 198 г. до Р.Х. Иерусалим попал под власть сирийских эллинистических царей из династии Селевкидов. Один из этих царей, Антиох IV Эпифан, разграбил и осквернил храм. Иуда Маккавей возглавил народное восстание против сирийцев. В 164 г. повстанцы освободили Иерусалим и переосвятили храм. Иерусалим оставался свободным до середины I в. до Р.Х., когда он попал под власть римлян. Ирод Великий, которого римляне сделали царем, восстановил город и построил много новых прекрасных зданий, включая великолепный новый храм.

Именно в этот храм Мария и Иосиф принесли Богомладенца Иисуса. Позднее, когда Иисусу было двенадцать лет, родители привели Его в храм на праздник Пасхи. 

Начав Свое служение, Иисус постоянно бывал в Иерусалиме. Он приходил сюда на религиозные праздники, учил народ и исцелял больных. С Иерусалимом и его окрестностями связаны события последних дней земной жизни Иисуса: здесь Его арестовали, осудили и распяли. Здесь же Он воскрес из мертвых.

Через несколько недель после Воскресения Христа, в день Пятидесятницы, Дух Святой сошел на Его учеников, остававшихся в Иерусалиме. В Иерусалиме родилась христианская Церковь; отсюда она распространилась по всей земле. В первые годы существования Церкви иерусалимские христиане играли в ней ведущую роль.

В 66 г. н.э. вспыхнуло Иудейское восстание, направленное против римлян.

В 70 г. римляне вновь овладели Иерусалимом, разрушили его укрепления и величественный храм. В IV в. — в период правления императора Константина — город стал христианским, в нем было построено множество церквей.

В 637 г. пришли мусульмане, которые удерживали власть над Иерусалимом (за исключением небольшого промежутка времени в эпоху Крестовых походов) до 1948 года, когда возникло современное государство Израиль. Иерусалим был разделен между евреями и арабами — Израилем и Иорданией. Во время войны 1967 г. весь город перешел под контроль израильтян (Быт. 14:18; Нав. 15:63; 2 Цар. 5:4-16; 3 Цар. 6; Пс. 47; 121; 124; 3 Цар. 14:25-26; 4 Цар. 12:18; 18:13— 19:36; 20:20; 25; Езд. 5; Неем. 3 — 6; Лк. 2:22- 49; 19:28 — 24:49; Ин. 2:23 — 3:21; 5; 7:10— 10:42; Деян. 2; 15:1-29).

Иоппия/Яфа.  Единственная природная гавань на израильском побережье к югу от залива Акры (Хайфы). Ныне это Яффа — пригород Тель-Авива. Иоппия служила портом для Иерусалима, расположенного в 56 км к юго-востоку. У этого города долгая история. Первое упоминание о нем содержится в найденных в Египте Эль-Амарн- ских письмах и датируется XIV в. до Р.Х. Пророк Иона отплыл из Иоппии, направляясь в Таршиш (Фарсис, т.е. Испанию). В Иоппии жила Та- вифа — женщина, которую воскресил апостол Петр. В Иоппии Петр увидел свой сон о «чистых» и «нечистых» животных. Сюда послал за ним римский офицер Корнилий, и Петр, придя в его дом, увидел, какие дела совершает Бог у неевреев (2 Пар.2:16; Ион. 1:3; Деян. 9:36-43; 10)

Иордан. Главная река Израиля, постоянно упоминаемая в Библии. Иордан берет начало на горе Ермон (на границе Сирии и Ливана) и течет через озеро Хуле и Галилейское озеро в Мертвое море. Расстояние между озером Хуле и Мертвым морем составляет 120 км, но река так сильно петляет, что в действительности она вдвое длиннее.

Название Иордан означает «нисходящий». Река протекает по глубочайшей на земле естественной впадине. Озеро Хуле находится на 71 м ниже уровня моря, Галилейское озеро — на 210 м, а северный край Мертвого моря — на 397 м ниже уровня океана.

Северная часть долины Иордана плодородна, а южная на подступах к Мертвому морю пустынна, но оба берега реки покрыты густыми зарослями, напоминающими джунгли. Главные притоки Иордана — Ярмук и Иавок (Эз-Зарка) — впадают в него с востока. Многие более мелкие притоки летом полностью высыхают.

Иисус Навин ввел народ в Землю Обетованную с востока; израильтяне перебрались через Иордан в районе Иерихона. Царь Давид скрывался за Иорданом во время восстания Авессалома. Пророки Илия и Елисей перешли Иордан посуху непосредственно перед тем, как Илия был взят на небеса. Елисей сказал сирийскому полководцу Нееману, что для исцеления от проказы тот должен омыться в водах Иордана. В Иордане Иоанн Креститель крестил приходивший к нему народ и Самого Иисуса Христа (Нав. 3; 2 Цар. 17:20-22; 4 Цар. 2:6-8,13-14; 5; Иер. 12:5; 49:19; Мк. 1:5,9и др.).

Кана Деревня в Галилее, где на брачном пире Иисус превратил воду в вино. Во время другого посещения Каны Иисус исцелил сына царедворца из Капернаума. Кана была родиной Нафанаила, одного из двенадцати апостолов (Ин. 2:1-12; 4:46-53; 21:2).

Капернаум. Город на северо-западном берегу Галилейского озера. Когда Иисус проповедовал в Галилее, этот город был Его пристанищем. В Капернауме жили сборщик податей Левий (Матфей) и римский офицер, слугу которого исцелил Иисус (возможно, в это время здесь была расквартирована воинская часть.) В Капернауме Иисус совершил многие из Своих чудес, в том числе исцелил тещу Петра. Иисус также учил народ в местной синагоге. Однако, несмотря на все это, горожане не уверовали в слова Иисуса (Мк. 1:21-34; 2:1-17; Лк. 7:1-10; 10:15).

Кармил. Горный хребет, вдающийся в Средиземное море вблизи современного города Хайфы. В нескольких километрах от Кармила находился древний город Мегиддо, господствовавший над одним из главных горных проходов. На горе Кармил (самая высокая вершина которой достигает высоты 535 м) пророк Божий Илия вызвал на поединок пророков Ваала. Здесь часто бывал и Елисей, унаследовавший от Илии пророческую силу (3 Цар. 18:19-45; 4 Цар. 2:25; 4:25).

Кедрон Долина, отделяющая Иерусалим с востока от Масличной (Елеонской) горы. Большую часть года в долине сухо. На западной стороне Кедрона находится источник Тихон, воду из которого царь Езекия отвел в город через Силоамский туннель.

Царь Давид пересек Кедрон, когда бежал из Иерусалима от восставшего Авессалома. Цари Аса, Езекия и Иосия, боровшиеся за восстановление национальной религии, уничтожали в Кедронской долине идолов. Иисус Христос и Его ученики много раз переходили Кедрон, идя в Гефсиманский сад (2 Цар. 15:23; 3 Цар. 15:13; 2 Пар. 29:16; 4 Цар. 23:4; Ин. 18:1).

Кесария. Портовый город на Средиземном море, построенный царем Иродом Великим. Ирод назвал город в честь римского императора Августа Цезаря (греч. Кайсар, Кесарь). Статуи императора стояли в огромном храме, посвященном ему и Риму. В Кесарии останавливались купцы, путешествовавшие из Тира в Египет, и поэтому город был центром как морской, так и сухопутной торговли.

Кесария была родным городом благовестника Филиппа. Здесь жил также Корнилий, римский центурион, который послал за апостолом Петром, чтобы тот объяснил ему Слово Божие. Именно здесь Петр узнал, что «благовестие мира чрез Иисуса Христа» принадлежит неевреям в той же мере, что и евреям. 

За время своих путешествий апостол Павел несколько раз пользовался местным портом. Римские правители Палестины предпочитали жить в Кесарии, поэтому Павла, арестованного в Иерусалиме, на суд к прокуратору Феликсу доставили именно в Кесарию. В местной тюрьме Павлу пришлось провести целых два года. После того как он потребовал императорского суда, его морем отправили в Рим (Деян. 8:40; 21:8; 10; 9:30; 18:22; 23:33 — 26:32).

Кесария Филиппова Город у подножия горы Ермон вблизи главного истока Иордана. Ирод Великий построил здесь мраморный храм, посвященный Цезарю Августу. Один из сыновей Ирода, Филипп, переменил старое название города — Панея — на Кесарию. Чтобы отличить город от Кесарии на Средиземном море, его стали называть Кесарией Филипповой.

Проходя с учениками через окрестности этого города, Иисус Христос спросил их: «А вы за кого почитаете Меня?». И Петр ответив; «Ты — Мессия, Сын Бога Живого» (Мф. 16:13-16).

Кипр. Большой остров в восточной части Средиземного моря. Вполне возможно, что именно Кипр называется в Ветхом Завете «островом Елиса», а киприоты — «народом киттим».

В Новом Завете Кипр упомянут как родина Варнавы. Кипр стал первым местом, которое посетили Павел и Варнава, когда отправились благовествовать о Христе нееврейскому миру. На Кипре они встретились с правителем острова Сергием Павлом и приближенным к нему чародеем. Впоследствии Варнава снова вернулся на Кипр в сопровождении Марка (Иез. 27:7; Быт. 10:4; Числ. 24:24; 1 Пар. 1:7; Ис. 23:12; Дан. 11:30; Деян. 4:36; 13:4-12; 15:39; 27:4).

Красное (Чермное) море. Слово, которым древние евреи называли Красное море, буквально означает «Тростниковое море». В повествовании об Исходе так названа озерная и болотистая местность между устьем Суэцкого залива и Средиземным морем, где ныне проходит Суэцкий канал. Кроме того, это же название прилагается к Суэцкому и Акабскому заливам (Исх. 13:18 — 14:30; Числ. 33:10; Втор. 1:40).

Лидда. Город, находившийся примерно в 16 км к юго-востоку от Иоппии. Посещая местную христианскую общину, апостол Петр исцелил здесь хромого по имени Эней. В настоящее время город вновь, как и в ветхозаветные времена, называется Лод (Деян. 9:32-35,38).

Македония. Область в северной Греции. Главным городом Македонии была Фессалоника. Из городов, упоминаемых в Библии, в состав римской провинции Македонии, кроме Фессалоники, входили также Филиппы и Верия.

Находясь в Троаде, апостол Павел имел видение, в котором человек из Македонии просил его прибыть в эту область и помочь македонянам. Переправившись через Эгейское море в Македонию, Павел впервые ступил на европейскую землю. Три Павловых послания (Филиппийцам, 1 и 2 Фессалоникийцам) адресованы македонским христианам. Македонские верующие щедро жертвовали деньги для нуждающихся христиан Иудеи. Некоторые македоняне стали постоянными помощниками Павла (Деян. 16:8 — 17:15; 20:1-6; 2 Кор. 8:1-5; 9:1-5 и др.)

Мальта. Остров в центральной части Средиземного моря, расположенный между Сицилией и северным побережьем Африки. У берегов Мальты потерпел крушение корабль, на котором апостола Павла везли под конвоем в Рим на суд Цезаря. Все пассажиры и команда благополучно достигли берега и были хорошо приняты местными жителями. Павел и его спутники провели на Мальте всю зиму, а затем отплыли в Италию (Деян. 28:1-10).

Мамре. Место вблизи Хеврона. Авраам и позднее Исаак часто ставили свои шатры у дубравы Мамре. Именно здесь Авраам услышал о пленении Лота. У Мамре Бог обещал Аврааму сына, и здесь же Авраам ходатайствовал перед Богом о пощаде для грешного Содома (Быт. 13:18; 14:13; 18; 23:17; 35:27).

Махпела. Когда Сарра умерла в Хевроне, у Авраама еще не было своей земли, где бы он мог ее похоронить. Поэтому он купил у Ефрона Хеттеянина участок земли с пещерой Махпела. Впоследствии там же был похоронен сам Авраам, а затем Исаак, Иаков, Ревекка и Иаков. Много позднее то место, где по преданию находились пещера и гробница, Ирод Великий обнес великолепной оградой. Это сооружение можно видеть и в настоящее время (Быт. 23; 25:9; 49:30; 50:13).

Мегиддо. Город на краю Изреельской равнины, примерно в 32 км к юго-востоку от современной Хайфы. Благодаря своему исключительно важному стратегическому положению (город господствовал над главным переходом через Кармильскую возвышенность), Мегиддо играл значительную роль в ветхозаветной истории. Здесь происходило так много сражений, что в Новом Завете (Откр. 16:16) название города входит в символическое имя места, где будет последняя великая битва между Богом и силами сатаны, — «Армагеддон», т.е. «гора Мегиддо».

Во время израильского завоевания Ханаана Иисус Навин нанес поражение хананейскому царю из Мегиддо. Окрестные земли были отданы племени Манассии. Евреи заставили живших в Мегиддо хананеев работать на себя, вместо того чтобы изгнать их, как повелел им Бог. Царь Соломон сделал Мегиддо (наряду с Хацором и Гезером) одной из своих главных крепостей. В городе были построены конюшни, где размещалось множество лошадей и колесниц. В Мегиддо умер иудейский царь Охозия, раненный людьми Ииуя. Здесь же скончался царь Иосия, пытавшийся остановить продвижение войск египетского фараона Нехо. 

Ныне на месте города возвышается курган высотой 21 м и площадью у вершины 4 га. При раскопках были найдены: хананейская «высота» (место, где хананеи отправляли свой религиозный культ), система городского водоснабжения, укрепленные городские ворота, сооруженные по одному проекту с воротами Гезера и Хацора, множество резных изделий из слоновой кости и большие конюшни (построенные, вероятно, во времена царя Ахава) (Нав. 12:21; Суд. 1:27-28; 5:19; 3 Цар. 9:15; 4 Цар. 9:27; 23:29).

Месопотамия. Земля между реками Тигр и Евфрат. Центр нескольких древнейших цивилизаций, включая шумерскую, вавилонскую и ассирийскую. В Месопотамии находились такие знаменитые города, как Ур, Вавилон и Ниневия. Частью Месопотамии была и область Паддан-Арам с городом Харраном, где поселились родственники Авраама. В Месопотамии жил Валаам, пророк, который был призван царем Валаком проклясть израильтян. Месопотамский царь Хусар- сафем угнетал израильтян во времена правления Судей.

Жители Месопотамии находились в Иерусалиме на празднике Пятидесятницы и слышали, как Петр и другие апостолы обращались к ним на их собственных языках (Быт. 24:10; Втор. 23:4; Числ. 23:7; Суд. 3:8,10; Деян. 2:9).

Мориа. Гора, на которой по повелению Бога Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака. Автор Второй книги Паралипоменон говорит, что Храм Соломона был построен «в Иерусалиме на горе Мориа». (Самаряне, впрочем, считали, что местом Авраамова жертвоприношения был не Иерусалим, а гора Гаризим) (Быт. 22:2; 2 Пар. 3:1).

Назарет. Город в Галилее, где жили Мария и Иосиф. Иисус вырос в Назарете, но когда Он начал Свое служение, то оно разворачивалось главным образом вокруг Капернаума. Его проповедь в назаретской синагоге настолько разгневала присутствовавших, что они попытались убить Его. Неподалеку от Назарета проходило много торговых путей, поэтому у города были широкие контакты с внешним миром (Лк. 1:26; Мф. 2:22-23; Лк. 2:39,51; Мк. 1:9; Мф. 4:13; Лк. 4:16-30; Ин. 1:45-46 и др.).

Наин. Город в Галилее неподалеку от Назарета. Здесь Иисус воскресил сына вдовы (Лк. 7:11)

Нево. Гора, расположенная к востоку от северной оконечности Мертвого моря, в Моаве. Моисей перед смертью взошел на Нево и увидел всю расстилавшуюся перед ним Обетованную Землю. На горе Джебель-Оша (1120 м) и ныне есть наблюдательный пункт, с которого можно видеть гору Ермон, Мертвое море и Негев. По-видимому, эта гора и есть Нево (Втор. 32:48-52; 34:1-5).

Ниневия. Один из древнейших городов Ассирии, имевший особенно важное значение в период царствования Синаххериба. В Библии говорится, что Ниневия была основана Ассуром. История Ниневии восходит к середине V тысячелетия до Р.Х. 

Значение Ниневии возросло около середины XIII в. до Р.Х. Несколько раз ассирийские цари избирали город своей резиденцией и возводили себе роскошные дворцы. Синаххериб осуществил широкомасштабную реконструкцию Ниневии.

Рельефные изображения, высеченные на стенах нового дворца Синаххериба, посвящены военным победам царя, в том числе осаде города Лакиша (Лахиса) в Иудее. Археологи нашли здесь также глиняную призму («призму Тейлора»), надпись на которой рассказывает о том, как царь Езекия был «словно птичка захлопнут» в Иерусалиме. 

Следующим царем, кому Ниневия более всего обязана своим величием, был Ашшур-банапал. В его дворце и в храме бога Набу найдены целые библиотеки из книг на глиняных табличках, включая «Эпос о Гильгамеше», содержащий историю потопа, и поэму о сотворении мира («Энума Элиш»). В 612 г. до Р.Х. Ниневия была взята войсками вавилонян и мидян.

Согласно Библии, пророк Иона был послан Богом спасти Ниневию, а Наум пророчествовал о суде над ней (Быт. 10:11; 4 Цар. 19:36; Ион. 1:2; 3; Наум. 1:1; Лк. 11:30).

Патмос Остров в Эгейском море неподалеку от западного побережья Малой Азии. Здесь апостол Иоанн имел видения, описанные им в книге Откровения (Откр. 1:9).

Самария Столица Северного, или Израильского, царства. Город располагался близ главного торгового пути, пересекавшего Израиль с севера на юг, и был построен на самой вершине холма, так чтобы его легко было защищать. Самарию заложил около 875 г. до Р.Х. царь Амврий (Омри). Работу продолжил его сын Ахав, выстроивший в Самарии свой новый дворец, называвшийся «Домом из слоновой кости», поскольку на его отделку шло огромное количество этого драгоценного материала. Археологи нашли в руинах дворца около 500 предметов из слоновой кости, причем некоторые из них были инкрустированы золотом.

Жители Самарии поклонялись языческим богам. Многие из ветхозаветных пророков осуждали идолослужение самарян и предрекали разрушение их города.

Сирийцы много раз нападали на Самарию и осаждали ее, но взять город удалось только ассирийскому войску в 722 г. до Р.Х. Жителей переселили в Сирию, Ассирию и Вавилонию. На освободившееся же место пригнали поселенцев из других частей Ассирийской империи. С падением Самарии Израильское царство прекратило свое существование. Отныне Самарией стали называть не только город, но и всю окружающую область.

Ко времени Нового Завета город был восстановлен Иродом Великим и переименован в Себастию (греческое слово «себастос» — буквальный перевод титула «Август»). Там еще жили потомки от смешанных браков евреев, некогда бравших жен из соседних народов. Они поклонялись Богу по собственным обычаям. Евреи из Иудеи ненавидели и презирали этих «самарян». Иисус был чужд этих чувств, и поэтому Он свободно путешествовал по самарянской области и даже останавливался у самарян. После смерти и воскресения Иисуса в Самарию отправился проповедовать Евангелие Филипп. Это служение продолжили апостолы Петр и Иоанн. 

В Наблусе и Яффе до нашего времени сохранились небольшие общины самарян, поклоняющиеся Богу на горе Гаризим (3 Цар. 16:24,32; Ис. 8:4; Ам. 3:9; 4 Цар. 6:15 — 7:17; Лк. 17:11; Ин. 4:4-43; Деян.8:5-25).

Сарепта. Маленький городок, принадлежавший сначала Сидону, а потом — Тиру. Во время трехлетней засухи пророк Илия жил в Сарепте у принявшей его вдовы и вернул к жизни ее умершего сына (3 Цар. 17:8-24; Лк. 4:26).

Силоам Пруд (первоначально подземный), бывший одним из главных резервуаров питьевой воды в Иерусалиме. Вода поступала в пруд из источника Тихон, находившегося за пределами города. Столкнувшись с угрозой ассирийской осады, царь Езекия понял, что Иерусалим сможет устоять лишь в том случае, если будет снабжаться питьевой водой. Тогда он приказал прорубить в скале туннель длиной 538 м.

Исцеляя слепорожденного, Иисус сперва помазал его глаза смоченной глиной, а после велел умыться в Силоамском пруду. Силоамская башня, которая, обрушившись, задавила восемнадцать человек, должно быть, стояла над прудом на склоне Сиона (4 Цар.20:20; Ин. 9:1-12; Лк. 13:4).

Синай. Название горы на Синайском полуострове и окружающей ее пустыни. Через три месяца после исхода из Египта израильтяне достигли горы Синай и разбили здесь свой лагерь. На Синае Бог дал Моисею Десять Заповедей и другие законы. Точное местоположение горы неизвестно. Возможно, это один из двух горных пиков — Джебель Муса или Рас Эс-Сафсафех — на юге Синайского полуострова (Исх.19 — 32).

Сихарь. Самарянский город, находившийся поблизости от колодца Иакова. У этого колодца Иисус Христос разговаривал с самарянкой, пришедшей из Сихаря за водой. Услышав рассказ женщины о встрече с Иисусом, многие жители Сихаря поверили, что Он — Мессия. Точное местоположение города неизвестно (Ин. 4:1-42).

Тарс. Город на Киликийской равнине в 10 км от южного побережья Малой Азии (современная Турция). В новозаветную эпоху Тарс был одним из крупнейших городов Римской империи, важным культурным и научным центром. Здесь мир Востока встречался с миром Запада, происходило взаимодействие европейских и азиатских культур. Апостол Павел гордился своим тарсянским происхождением. Вскоре после своего обращения Павел вернулся в Тарс. Однако Варнава взял его в Антиохию, чтобы помочь в обучении новообращенных христиан (Деян. 9:11; 21:39; 22:3; 9:30; 11:25-26).

Тивериада Курортный город на западном берегу Галилейского озера. Тивериада была основана царем Иродом Антипой и названа в честь римского императора Тиберия. Этот город не был еврейским, и, вероятно, поэтому нет сведений о том, что Иисус когда-либо посещал его. В отличие от других приозерных городков, упоминаемых в Евангелиях, Тивериада до сих пор остается значительным городом (Ин. 6:23).

Ур. Знаменитый город в южной Вавилонии (современном Ираке) на реке Евфрат; родина Авраама. Люди жили здесь много столетий, но около 300 г. до Р.Х. покинули это место. При раскопках в Уре были найдены сотни глиняных табличек с надписями, рассказавшими о жизни и истории города. Царские гробницы Ура (около 2600 г. до Р.Х.) содержали множество сокровищ, образцов высокого мастерства: золотое оружие, инкрустированные мозаичные игральные доски, изумительной работы арфы и другие прекрасные вещи. До настоящего времени сохранились руины огромной ступенчатой башни (зиккурата) (Быт. 11:28-31).

Фавор Гора с крутыми обрывистыми склонами, высотой 550 м, возвышающаяся над Изреельской равниной. Варак собирал здесь свое войско для сражения с филистимлянами.

Иногда Фавор отождествляют с той «высокой горой», на которой ученики Иисуса Христа видели Его во всей славе Преображения (Суд. 4:6-14; Пс. 88:13; Ос. 5:1).

Хеврон. Город на Иудейском нагорье, расположенный на высоте 935 м над уровнем моря. Прежде Хеврон назывался Кириаф-Арба. Авраам и его семья часто ставили свои шатры в окрестностях Хеврона. Здесь Авраам купил у хеттеев пещеру Махпела. В Хеврон заходили двенадцать разведчиков, посланных Моисеем, и впоследствии город был отдан одному из них — Халеву. Хеврон был владением левитов. До взятия Давидом Иерусалима Хеврон был его столицей. Здесь поднял свое восстание Авессалом. Много веков спустя вернувшиеся из вавилонского плена евреи вновь поселились в Хевроне (Быт. 13:18; 23; 35:27; 37:14; Числ. 13:23; Нав. 14:6-15; 2 Цар.2:1-4; 15:9-10; Неем. 11:25).

Хоразин. Город, находившийся близ Капернаума. Хоразин был расположен на холме, на берегу Галилейского озера. Иисуса глубоко опечалило то, что возвещенное Им учение не встретило никакого отклика в сердцах местных жителей. Ныне на месте Хоразина остались лишь брошенные развалины (Мф. 11:21; Лк. 10:13).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *